В «Рождественских гусях» крестьяне изображены как настоящие дети природы

Раздел: Литература
30-06-2024

Ненависть к мещанству уже с первых лет Июльской монархии стала у артистической молодежи чем-то вроде исповедания веры. Мещанин воплотился в образе «бакалейщика» (epicier), а слово это стало именем нарицательным. «Бакалейщик» был героем бесчисленных карикатур и шуток в сатирических журналах, очерков, романов, комедий и драм. Бальзак в 1830 г. написал физиологический очерк «Бакалейщик», дополненный и переработанный в 1839 г., в 1831 г. напечатал «Мнение моего бакалейщика», а позднее заявил: «Теперь бакалейщики становятся пэрами Франции». Так формулировал он политический смысл этого символического образа и объяснил причины его феноменального успеха."

Специализировался в жанре физиологического очерка и в изучении глупца знаменитый в свое время Монье, сочетавший таланты писателя, рисовальщика-карикатуриста и актера. В конце 20-х годов Монье выступил с сериями рисунков, часто сопровождавшихся поясняющим их литературным текстом. Это были: «Парижские эскизы» (1827), «Нравы администрации» (1828), «Народные сцепы» (1835—1839), «Сцены города и деревни» (1841) и др.

С 1830 г. появляется в этих сериях тип Жозефа Прюдома, знаменитого героя комедии «Величие и падение Жозефа Прюдома», поставленной на сцене Одеона в 1852 г. Жозеф Прюдом был не бакалейщиком, а учителем чистописания, привыкшим благодаря своим профессиональным занятиям к «прописным истинам». Это ограниченный, самодовольный, претенциозный мещанин, усвоивший газетный и чиновничий жаргон, говорящий лишенными смысла торжественными и трафаретными фразами. Наиболее знаменитые его фразы вошли в поговорку, как, например: «Колесница государства плавает на вулкане» или «Эта сабля останется прекраснейшим днем моей жизни» и т. д.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: