Увлеченный современной экспериментальной наукой, Золя пытался применить эксперимент и к художественному творчествуРаздел: Литература |
02-10-2024 |
Когда-нибудь писатели будут писать простые этюды, без перипетий и без развязки, анализ одного года жизни, историю одной страсти, жизнь одного человека, записи, сделанные с действительности и распределенные в известном порядке». И Золя восхищается окончанием повести Сеара «Чудесный день»: «Какой ужасающе банальный конец!»
Жорж Санд, говорит Золя, хотела быть апостолом блаженной жизни, она отвергла действительность и по-тому вымышляла другую, более ее удовлетворявшую. Нет, не нужно утешать читателя розовыми вымыслами, нужно показать ему всю скудость, серость, тоску нашего существования! И Золя словно повторяет урок, данный Бальзаком в «Провинциальной музе», заканчивающейся обычной и ничуть не поэтической пошлостью, и Флобером в «Воспитании чувств». Жизнь не так хороша, но и не так плоха, как иногда кажется, — эти слова Флобера, которыми Мопассан закончил свою «Жизнь», выражают , точку зрения Золя, обнаруживающуюся во многих его романах. Натуралисты погружаются в пошлое течение жизни, показывают, как все на свете пусто и печально, чтобы протестовать против нелепого апофеоза и ложных великих чувств. Но трагическая смерть, самоубийство, безысходное отчаяние героев Жорж Санд удивляет Золя. Действительно, несмотря па всю пошлость и срамоту, «жизнь, к счастью, неплохая девушка. С ней всегда можно сговориться, если имеешь немножко добродушия, чтобы выносить неприятные минуты».
|