Увлеченный современной экспериментальной наукой, Золя пытался применить эксперимент и к художественному творчеству

Раздел: Литература
20-01-2024

Вся поэтика Золя определяется этим основным эсте-тическим принципом. Он всегда протестовал против фор-малистических правил, против «риторики», подчеркивая определяющее значение материала.

Прежде всего это относится к композиции. Не следует комбинировать события так, чтобы вызвать драматический эффект. «Интрига не имеет большого значения для романиста, который не беспокоится ни об экспозиции, ни о завязке, ни о развязке; иначе говоря, он не должен вме-шиваться, отсекать от действительности или добавлять к ней что-нибудь, он не должен строить весь остов целиком для доказательства заранее придуманной идеи. Нужно исходить из того взгляда, что одной действительности достаточно».

Это, конечно, реакция против тонко построенной ин-триги таких мастеров, как Вальтер Скотт или Гюго или, в другом плане, Александр Дюма. Золя полемизирует также с Жорж Санд, находя, что ее роман «Мопра» слишком уж хорошо построен, слишком живописен и красив, чтобы быть правдивым. Он утверждает, что рассчитанная, логическая композиция «Мопра» обнажает тенденциозность романа, свидетельствует о том, что

Жорж Санд написала его специально для доказательства некоего тезиса и потому выдумывает факты, а не изучает их. Чем банальнее и обыденнее сюжет, тем он более правдив. «Заставить реальных героев жить в реальной среде, дать читателю ломоть человеческой жизни — в этом весь натуралистический роман». Золя приводит в пример Бальзака и констатирует эту простую, обнаженную интригу у своих учеников, у Гюисманса, у Алексиса, но также и у Флобера, особенно в «Воспитании чувств». «Малейший человеческий документ хватает вас за душу сильнее, чем любая выдуманная интрига.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: