«Социальный» романРаздел: Литература |
01-08-2024 |
Теофиль Готье гордился знанием малораспространенных наук и особен-но сведениями, плохо известными даже специалистам. Рене Гиль писал стихи о последних достижениях физики. Все они прославляли науку, уповали на нее,.искали у нее поддержки и гордились своей учёностью. Более или менее откровенно они вводили ее в свои романы. Термин «на-учный», введенный Золя для определения романа нату-ралистического, подвергался осмеянию, но определение было бы справедливо для всего романа XIX века.
Новым было и понятие героя. За исключением срав-нительно редких случаев, это не был только злодей или только святой, подходящий для мелодраматического сю-жета. Герои подбирались не по признаку своего положи-тельного или отрицательного качества. Представители того или иного класса со всеми его характерными особен-ностями перестали быть только смешными персонажами, как в английских юмористических или сатирических ро-манах XVIII века. Они стали типами в полном смысле этого слова. И изображали их.не для того, чтобы посмеяться над деревенскими помещиками, пожилыми кокетками или стряпчими. Это были силы, движущие обществом, вступающие друг с другом в борьбу.
Чтобы стать типом, внешнего сходства с массовым, стандартным представителем класса, профессии или круга было недостаточно. Герой должен был стать неповторимым и даже исключительным. Типичность перестали понимать как сходство с общераспространенным шаблоном. Это было проявление той или иной обнаруженной писателем общественной закономерности. Оригинальность типотворчсства заключалась главным образом в этом. Это открытие Вальтера Скотта получило дальнейшее развитие в романе из современно^ жизни.
|