«Социальный» роман

Раздел: Литература
21-02-2024

«Идея» или «принцип» вырабатывались с трудом, сперва в историческом романе — очевидно, материал облегчал процессы обобщения и дифференциации, потом в современном романе Стендаля, где современные типы ясно и глубоко были объяснены как «необходимости» эпохи. Бальзак пытался объяснить процесс создания ти-пического сюжета и персонажа, сперва пользуясь выбо-ром, потом комбинацией элементов и, наконец, придя к вымыслу, основанному на изучении закономерностей. Он говорил о «ясновидении», и независимо от него, в других выражениях о том' же говорили Жорж Санд и Флобер, имея в виду интуитивное постижение реальности. Стендаль, вероятно, протестовал бы против термина, но нечто подобное есть и в его понимании художественного твор-чества. На интуиции, никогда не употребляя этого слова, настаивали «искренние реалисты», искавшие «наивное» искусство, подобное средневековому или народному. Но ни один из этих писателей не выключал логического, по-нятийного мышления из творческого процесса, полагая, что разум, т. е. мыслительная способность, так же как научное знание, является первой необходимостью искус-ства.

Для литературы XIX века наука имела чрезвычайное значение. Все писатели ориентировались на ту или иную науку, на науку вообще. Началось это, как и многое дру-гое, с исторического романа, конститутивным признаком которого являлась историческая эрудиция. Стендаль был историком, теоретиком искусства и, прежде всего, «идео-логом» со всеми вытекающими из этого последствиями. Бальзак всегда гордился ученостью и осведомленностью в философии, биологии и праве. Жорж Санд была страстным естествоиспытателем, Шанфлери — знатоком немецкой литературы, фольклора, народного искусства, начиная от песни и живописи и кончая керамикой. Флобер занимался всем, что было нужно для очередного романа, — философией, историей, ботаникой, психиатрией и меди-циной. Золя изучал действительность во всех ее разрезах и в первую очередь естественные науки.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: