Флобер не ищет логического замысла за кажущейся нелепостью поступка

Раздел: Литература
29-01-2024

Флобер отказывается от драмы. Драма — это исключение, а он должен изобразить правило. Он повествовал о стоячем болоте, в котором не было никакого движения. Очевидно, главным персонажем является Эмма, но роман пишется в виде биографии Шарля. Он начинается с появления несуразного мальчика в школе, рассказывает о первой жене Шарля, и после смерти Эммы, вопреки традиционному эффектному концу, Шарль, уже один, продолжает свою унылую биографическую повесть. Бальзак, любивший концентрированные композиции, мог бы упрекнуть роман в рассеянном интересе и в непродуманности плана. Долгое описание похорон словно намеренно снимает драматизм события и переводит его в тот же обыденный, пошлый, глупый план ежедневного существования.

Флобер предоставляет читателю самому разбираться в повествовании, не делает никаких акцентов, не подсказывает, что главное, а что второстепенное, — он изображает события в том же беспорядке, в каком они следовали в действительности. Но этот беспорядок стоил тяжелого труда и долгих размышлений.

Придать повествованию больше внешнего интереса значило бы уничтожить всю систему романа. «Бели бы я захотел ввести в повествование действие, я подчинился бы предвзятой идее и все бы испортил». Смысл романа, а вместе с тем интерес его Флобер искал в психологическом анализе. Он хотел сделать увлекательными, иначе говоря, художественно значимыми нравственные события романа. Если обнаружить в этих событиях движение, т. е. закономерность и внутреннюю связь, то они могут захватить так же, как и события внешние.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: