Флобер не ищет логического замысла за кажущейся нелепостью поступка

Раздел: Литература
01-01-2024

В первом слое рукописи Флобер следовал так называемому микрологическому методу, имевшему в то время преимущественно сатирический смысл. Это описательная манера физиологического очерка, манера Диккенса и Гоголя, которой Флобер придерживался не только в сатирических зарисовках, но и в серьезных психологических характеристиках. В этом он следовал за Бальзаком и физиологами. Когда он сжимал сцену или описание, жертвуя подробностями ради общего впечатления, начиналась его борьба с Бальзаком и сближение с Жорж Сайд. Он переходил от описания к показу, Работая над «Мадам Бовари», он убедился в том, что описания вредят показу: чем больше автор описывает, тем меньше читатель видит. Очевидно, видеть можно не все, а только кое-что и очень немногое. И это немногое должно обобщать все остальное, быть выражением и символом картины. Описания у Флобера становятся более подробными, когда они выполняют сатирические функции.

Бальзак писал детальные и точные до мелочей портреты своих героев. Флобер почти избегал портретов. Он их заменял беглыми штрихами. Это были скорее намеки, чем описания. О наружности главных действующих лиц мы не знаем почти ничего. Зато подробно описаны их костюмы, словно рамка, менее волнующая, чем сама картина, а потому лучше поддающаяся анализу.

Бальзак описывает своих персонажей, пейзажи и интерьеры такими, какими их мог бы увидеть «объективный» взор постороннего наблюдателя, который оценивает обстановку, чтобы определить течение событий, поведение героя или его характер. Флобер рассматривает среду сквозь сознание героя. Это результат перевоплощения, нежелание внести дисгармонию в мир, созданный для героя и самим героем.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: