Феликс Давен

Раздел: Литература
28-01-2022

Но, развиваясь дальше, понятие «современности», отождествленной с «правдой», почти сливается с отвратительным и пошлым. Прежде всего, оно противопоставляется «красоте»: ведь красота есть «идеал», умственный феномен, иллюзия; правда, «современная» правда — все то неприглядное, что ежедневно оскорбляет взор в окружающем мире. Это крайний вывод из такой точки зрения, но он часто встречается под пером Бальзака: «Лорд Байрон вложил в уста Тассо весьма красивые сетования, но все же им было очень далеко до глубокой правдивости сетований, вырывавшихся у гжи Воке» («Отец Горио»).

Подчеркивая жестокую обыденность и пошлость зрелища, Бальзак создает впечатление правды, «жестокой» правды, напоминающей эстетику «неистовой» школы. Мадам Воке со своими юбками и своим безобразием, окруженная ароматами прогорклого жира, — зрелище «прекрасное», потому что «правдивое», и правдивое, потому что отвратительное. «Это было куда страшнее, чем рассказы романистов и сцены из немецких драм, — пишет Бальзак, — это было потрясающе правдиво».

Но что значит «правда» в словаре Бальзака? Иначе говоря, как относится она к действительности и какими средствами можно ее добыть? Для Бальзака словом «правда» могут быть обозначены чуть ли не три понятия одновременно.

Это, прежде всего, действительность, реальный эмпирический факт, существующий независимо от искусства, сам по себе, вне постигающего его субъекта.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: