Феликс ДавенРаздел: Литература |
18-08-2024 |
В «Истории тринадцати», в некоторых эпизодах «Французских бесед», в «Полковнике Шабере», несмотря на весь их «модернизм», рассказаны случаи экстраординарные, свидетельствующие о том, что автор искал необычайного и странного, скрытого среди современности. Отстраняя обыденное, он находит под ним элемент ужасного. Этот годный для искусства материал, полный драматизма и «ужаса», противопоставляется обыденному и прошлому. Теперь остается сделать еще один шаг, но шаг принципиально важный: уничтожить противоречие между драматическим и пошлым, показать необычность обыденного, найти драму чисто буржуазных отношений. «Евгения Гранде» (1833) открыла, по словам самого Бальзака, новый этап в его творчестве и ознаменовала революцию, которую он произвел в романе: «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни».
Историческая тема для 20х годов ассоциировалась с большой формой романа, с тотальным изображением эпохи, с политическим действием широкого размаха и множеством действующих лиц. Современную тему мыслили как нечто прямо противоположное — в форме небольших новелл, изображающих закрытые семейные интерьеры. «Сцены частной жизни», казалось Бальзаку, лучше всего могут изобразить эту искомую, трудноуловимую современность. «Абсолютная правда» могла осуществиться только в «самых простых обстоятельствах частной жизни».
Реакция во имя современности на первых порах повлекла за собой и дискредитацию больших полотен, политической интриги, массовых сюжетов. Бальзак настаивает на этом еще в 1842 г.: «Неведомое сражение, происходящее в долине Эндра между гжой де Морсоф и страстью, может быть, столь же велико, как знаменитейшее из исторических сражений... Несчастия Биротто, священника и парфюмера, выражают в моих глазах несчастия человечества».
|