Бальзак понимал процесс своего творчества совсем иначеРаздел: Литература |
14-06-2024 |
Сам Бальзак понимал процесс своего творчества совсем иначе. Он говорил о «ясновидении», при помощи которого можно увидеть, понять, ощутить переживания лица, созданного воображением, догадаться о том, что должен чувствовать человек определенного класса и нравственного уровня, попав в те или иные обстоятельства. Это дар перевоплощения, которым обладали все писатели, но в наибольшей степени те, кто создавал множество разнообразнейших персонажей и заставлял их действовать по-разному, в зависимости от авторского замысла. Таким был Бальзак.
В начале своей литературной работы он больше говорил о наблюдательности, которая позволяла ему собирать материалы для его романов. Затем наблюдательность отошла на второй план, и особое внимание привлекло «ясновидение», удивлявшее самого Бальзака. Разумная, логическая и философская работа над образом, связанная с сопереживанием, в зрелый период его творчества казалась ему более важной и более творческой, чем наблюдение, предполагавшее только фиксацию эмпирических фактов и накопление сведений.
Бальзак часто пользовался словами «тип» и «индивидуальность» для обозначения одного и того же понятия. Действительно, каждого подробно разработанного героя «Человеческой комедии» можно было бы назвать и тем, и другим именем. Тип Бальзак понимал как общественное явление, страсть или нравственное свойство, воплощенное в данном образе. Индивидуальностью он называл все то, что делало это явление или свойство конкретным персонажем, живым человеком. Тип и индивидуальность были для него двумя сторонами одного творческого процесса, предполагавшего обобщение, с одной стороны, и конкретизацию — с другой.
И здесь он продолжает традиции романистов историков, видевших в исторических деятелях представителей общественных групп партий, — «общее» и «частное», по выражению Виктора Кузена. Присоединяясь к такому пониманию великих, людей, Бальзак утверждает, что то же можно сказать о героях «нравов», т. е. никому не известных, не записанных ни в каких документах людях современности.
|