Бальзак понимал процесс своего творчества совсем иначе

Раздел: Литература
14-06-2024

Всякий вор и убийца, всякий, кто нарушает закон столь явным образом, находится в борьбе с обществом. Таких много, — целые толпы, работающие на каторге или скрывающиеся в трущобах больших городов. Виноваты в этом не только они, но и общество, заставляющее их нарушать законы. Чтобы поставить эту проблему во весь рост, чтобы показать эту основную, принципиальную несправедливость строя, а вместе с тем следствия, которые эта несправедливость вызывает в судьбе и нравственности масс, нужно было сделать каторжником незаурядную, редкую личность, человека, который принес бы огромную пользу, если бы занял в обществе подобающее ему место. Обо всем этом открыто говорит сам Бальзак. Следовательно, как личность огромного таланта и поражающей воли, Вотрен, несомненно, исключение. Но его поведение и судьба — необходимое следствие строя, юрисдикции, общественной структуры. Он — жертва общества, вступившая с ним в открытую, осознанную и непримиримую войну, он — наиболее яркое, доведенное до крайней степени выражение страшной закономерности.

Если бы кто-нибудь упрекнул Бальзака в том, что он изобразил человека, в действительности невозможного, то он смог бы отвести этот упрек ссылкой на Куаньяра, Видока или Коле. Но этой ссылкой нельзя было бы доказать типичность Вотрен а. Ее можно было бы доказать анализом общества и рассуждением, т. е. теми же средствами, какими был создан этот исключительный и типический образ.

Люсьен де Рюбампре, Вотрен, Растиньяк, Цезарь Бирото, кузина Бетта, любой другой герой любого другого романа Бальзака может быть примером этого неразрывного единства исключительности и типичности, потому что типичность у Бальзака определяется не сходством с большинством и, следовательно, не пошлостью героя, а общественными закономерностями, в нем проявляющимися. В этом вопросе Стендаль и Бальзак придерживались одинаковых взглядов.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: