Животное является симбиозом психических организмовРаздел: Литература |
25-07-2024 |
«Стендаль прежде всего психолог», — пишет он, и в его устах это не звучит похвалой. «Для Стендаля человек — только мозг, другие органы не заслуживают внимания, — конечно, я включаю чувства, страсти, характеры в мозг, в мыслящую и действующую материю. Он не допускает, что другие части тела могут влиять на этот благородный орган, — во всяком случае, влияние это кажется ему не настолько значительным или достойным, чтобы учитывать его. К тому же, он мало внимания обращает на среду, т. е. на воздух, в который погружен его персонаж. Внешний мир едва существует; его не интересует ни дом, в котором вырос его герой, ни вид местности, где он жил. В сущности его роман сводится только к изучению душевного механизма из любопытства к этому механизму, к чисто философскому и психологическому изучению человека, рассматриваемого вне природы и только в его способности мыслить и испытывать страсть».
По мнению Золя, герои Стендаля слишком мыслят, слишком отчетливо сознают, что с ними происходит, иначе говоря, они мало физиологичны. Золя особенно нравятся те персонажи Стендаля, у которых слабо развита рефлексия. Он с радостью вспоминает детали психологического анализа, вскрывающие игру подсознательного. Но и здесь он видит недостатки: сцена в саду между мадам де Реналь и Жюльеном неубедительна, так как здесь нет природной среды. Сад бездействует. Ароматы ночных цветов,, испарения почвы, теплое дыхание воздуха очень помогли бы мадам де Реналь. Без такой среды сцена, по мнению Золя, неправдоподобна.
В «Братьях Земганно» Э. Гонкура герои слишком отчетливо сознают все свои утонченные переживания. Сами по себе эти чувства вполне возможны, «даже грубые люди могут переживать эти события и испытывать эти чувства, но эти грубые люди переживали бы все это иначе, более смутно». Смутные чувства Гонкур сделал слишком сознательными и потому отошел от «натуралистической» правды.
|