Жан Маккар в «Земле» и в «Разгроме»Раздел: Литература |
07-11-2024 |
Революционные стремления пролетариата кажутся Золя заблуждениями и, как всякое заблуждение, болезнью, вызванной соответствующей средой. Окончательно правыми Оказываются люди, поднявшиеся выше «инстинктов», выше непосредственных воздействий быта, руководимые идеей справедливости, страстной жалостью и гуманизмом. Этьец Лантье стал политическим деятелем после того, как, убедившись в бесполезности насильственных действий, освободился от «инстинктов» и от внушений быта и, движимый гуманистической идеей справедливости, стал действовать разумом и убеждением, т. е. «наукой».
Но большинство героев Золя, отрицательных и положительных, связано физиологией и бытом, словно они еще не совсем вышли из естественной руды, не очистились сознанием. Мы словно присутствуем при рождении нового мира. В этом зрелище есть нечто величественное и трогательное. На наших глазах человек вырастает из» грубого быта и из области темных инстинктов вступает в сферу высших идей. Он не порывает связи со своей природой, но чувство все более просветляется разумом, сфера ассоциаций расширяется, интересы и страсти становятся все более общественными и нравственными. Так возникает будущее. В «Чреве Парижа», в испарениях снеди, среди торжествующего сытого мещанства бьется чистая революционная мысль Флорана и зреют художественные замыслы Клода Лантье. Полина Кеню озаряет радостью своего самопожертвования жалкое гнездо безумцев и эгоистов. Дениза Бодю превращает грандиозный магазин «Дамское счастье» б -счастливую идиллию. Каролина Гамлен в царстве денег представляет собой человечество, которое в великих бедствиях сохраняет ве-ликую надежду и сквозь все катастрофы придет когда- нибудь к счастью и справедливости. Этьен Лантье предвещает гибель капитализма, доктор Паскаль создает новую науку, Сандоз — новую литературу, и все это разрушает старые традиции мысли и утверждает новый, более благородный, более высокий строй чувств, а тем самым предвещает более справедливый общественный строй.
|