В «Воспитании чувств» почти исчезает внутренняя речь

Раздел: Литература
26-01-2024

В «Воспитании чувств» почти исчезает внутренняя речь, так широко использованная в «Мадам Бовари». Очевидно, теперь она кажется Флоберу слишком интимной, субъективной и нескромной — во внутренней речи персонажа авторская воля проявляется как насилие над читателем.

Стремясь к большей объективности, Флобер предпочитает вещи словам, хотя бы даже в несобственной прямой речи.

Но зато — и, может быть, отчасти по той же причине — роман изобилует диалогами, которых мало в «Мадам Бовари» и еще меньше в «Саламбо». И тот же принцип, что и в «Мадам Бовари»: чрезвычайно много говорят «герои среды», люди-механизмы, — очевидно, потому, что в словах они вполне могут выразить свои неглубокие мысли, полные собственного интереса и потому ясные, как личная выгода. Фредерик говорит мало, так же как мадам Арну, потому что им трудно, почти невозможно выразить словами то, что хотелось бы передать, а то, что они могут сказать другим, не имеет отношения к содержанию их сознания, к их личности.

495 исправлений, которые Флобер внес в новое издание романа в 1879 г., преследует те же цели: роман должен не повествовать, а показывать. Вычеркнутые наречия и частицы (в самом деле, однако, потом, все же) устанавливали между эпизодами или состояниями души связь, которая была явным авторским добавлением к объективной действительности. Это было пояснение, вторжение повествователя в реальный мир, в душу персонажа, которая должна предстать перед читателем в своем первозданном виде, без авторских пояснении. Вычеркивая эти связующие слова, Флобер уничтожал и остатки «внутренней речи». Роман эволюционировал и после своего появления в свет.

12


Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: