В «Сен-Маре» Виньи или «Соборе Парижской богоматери» Гюго среда фигурировала иначеРаздел: Литература |
05-09-2024 |
Объективное, научное изложение, в исторических ро-манах выражавшееся в изобилии диалогов, т. е. в макси-мальной отчужденности автора от своих героев, и в опи-саниях, имевших тот же смысл, получило свое выражение у Бальзака преимущественно в описаниях, поражавших современных читателей-не только своим качеством, но и местом, которое они занимали в романе. Диалогов было меньше, — они часто превращались в монологи, при помощи которых было удобно высказать свое собственное мнение. У Жорж Санд вновь восторжествовало повествование, — автор проникал в душу своего героя, рассказывая то, что невозможно было показать в дейст-вии, и создавая ту форму объективного психологического романа, которая «искренним реалистам», Флоберу и Золя казалась «личной». У Флобера как средство объективации сюжета появляется, наряду с обильными описаниями, несобственная прямая речь, в выражениях несвой-ственных, даже невозможных для его героини; затем не-собственная прямая речь исчезает почти совершенно, неточное, импрессионистическое описание приобретает чрезвычайное развитие, диалоги остаются только для характеристики политических и нравственных взглядов, а функции психологического анализа передаются «потоку вещей». Золя, продолжая Флобера, часто строил романы в основном на несобственной прямой речи, все более при-ближая ее к персонажу, пользуясь его словами и синтак-сисом и пренебрегая приличиями. У Гонкуров, живописцев по самой природе их таланта, господствует тонко раз-работанная, замедленная, глубоко прочувствованная импрессионистическая живопись. Все больше уходит из романа господствующая страсть и все больше работает в нем физиология, понятая как психология подсознатель-ного, обогащая персонаж, своеобразно демократизируя его, укрепляя его связи с бытом, со средой, с обществом.
«Никто в одиночку не делает революций, но бывают, особенно в искусстве, такие революции, которые челове-чество совершает, само того не замечая, потому что в них принимают участие все». Так писала Жорж Санд, имея в виду своп крестьянские романы. То же можно было бы сказать о великой революции, которая произошла во французском романе XIX века. Ее совершил не один че-ловек, не два и не три, но все писатели, которые дейст-вовали под диктовку времени с помощью публицистов, критиков, ученых и читателей.
|