В 1834 г. в творчестве Жорж Санд намечается перелом

Раздел: Литература
04-01-2024

Для Жорж Санд теперь не было сомнения в том, что наступает утро. Утешая опечаленную жизнью Марсию, героиню своего незаконченного романа, она пишет символические слова: «Взгляни сквозь виноградные ветви и левкои твоего окна опускается к тебе утро. Твоя одинокая лампа борется с зарей и бледнеет; сейчас взойдет солнце».

Около этого времени Жорж Санд близко познакомилась с философией Пьера Леру. Учение Леру было типичным пантеизмом, -который в другой форме распространялся во Франции уже в 20-е годы — в немецкой философии тождества, переработанной Виктором Кузеном. Но если в 20-е годы пантеизм в его гегельянском варианте превращался в философию истории, то в 30-е он приобретал натурфилософский смысл. Это была философия демократии, противопоставленная гегельянству, спиритуализму всякого рода, и прежде всего христианской религии. Единство духа ,и материи одухотворило материю и лишило дух независимости, которая необходима была христианству. Пантеизм утверждал всеобщее равенство и оправдывал борьбу за материальные блага. Широкое оправдание всего существующего у Пьера Леру отнюдь не превращалось в фатализм и безразличие, но требовало демократического развития.

Если человек — ничто как особь и представляет собой нечто лишь как частица человечества, то страдание всего человечества или каждой отдельной его частицы является страданием всех остальных частиц. Пантеизм отрицал существование зла самого по себе, зла в природе и рассматривал его как явление дурно организованного общества, следовательно, по существу своему был оптимистичен. Учение Леру не было статично, как учение Спинозы. Мир находится в непрерывном движении и совершенствовании, говорит он, подхватывая взгляды немецкого идеализма и теории тождества. Развитие идет от камня к богу. Нравственная задача человека в том, чтобы помогать этому одухотворению материи, утверждению единства материи и духа в самом человеке. Счастье заключается не в том, чтобы подавлять человеческие страсти, а в том, чтобы направлять их к благу не только собственному, но и всеобщему.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: