Спор между Жорж Санд и Флобером о безличном искусстве

Раздел: Литература
20-02-2022

В душе художника живут сотни чувств и желаний, которые, не осуществляясь в действительности, с тем большей силой реализуются в воображении и помогают ему понять самые разнообразные и самые редкостные переживания. С одинаковой легкостью художник может стать Клеопатрой или императором Кохинхины, рыбаком или крестоносцем, средневековым аскетом или современным аптекарем. Мало того, неудовлетворенное желание оставляет более сильные воспоминания, более глубокие следы, обогащая воображение и увеличивая его творческие возможности.

«История и естествознание — вот две музы современной эпохи», — пишет Флобер. У этих муз нужно заимствовать «беспощадный метод, точность физических наук». Самое главное — наблюдать. Наблюдать, но не делать выводов «Писатель искажает действительность, когда хочет подвести ее к заключению... Желание во что бы то ни стало делать выводы — одна из самых пагубных и самых безумных маний человечества». Естественные науки хороши тем, что они ничего не хотят доказывать, говорил писатель. А результат этого — безграничная широта материала и просторы для мысли.

Заключения и выводы, против которых Флобер протестует, —- это все то же «личное», «человеческое», «мещанское» отношение к вещам. «Станете ли вы сердиться на копыта осла или на челюсть какого-нибудь другого животного? Покажите их, сделайте из них чучело, положите их в спирт, и все; но оценивать их — нет. Да и кто такие вы сами, ничтожные жабы?»

Явления личной и общественной жизни нужно рассматривать вне оценок, как геометрические линии, поверхности и тела. «Когда же, наконец, историю будут писать так, как нужно было бы писать роман, без любви и ненависти к кому бы то ни было из своих персонажей?» «Романист не имеет права высказывать свое мнение о чем бы то -ни было. Разве бог когда-нибудь высказывает свое мнение?»



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: