Основная особенность французского романа XIX века

Раздел: Литература
13-02-2024

Тот же монизм позволял ему с неверием относиться к историческому движению, — ведь материя, с его точки зрения, не развивается совсем или развивается чрезвы-чайно медленно, а потому историческое изменение есть феномен, а не сущность, скорее иллюзия, чем истина. Статика торжествует в первом «Искушении святого Ан-тония» и в последнем «Воспитании чувств». Только по-знание, научное и художественное, позволит сдвинуться с места и обеспечит некоторую гармонию мёжду человеком и миром, естественным так же, как и созданным им самим. Теория «искусства для искусства», которая у Флобера почти аналогична теории «познания для познания», требует свободы искусства от насилия власти, общест-венного мнения, критики, но вместе с тем и некоторого, хотя бы даже кажущегося, отключения художника от деятельности, от участия в социальном творчестве. Жорж Санд также требует свободы, но вместе с тем и социальной борьбы. Флобер, отказываясь от социальной борьбы, тем не менее своим творчеством пытался преподать со-временникам истины, которые, по его мнению, должны были спасти общество от роковых ошибок. По существу, тот и другая шли к одной и той же цели — творческого воздействия на действительность.

Если у Стендаля, Бальзака и Жорж Санд биологический фактор играл второстепенную, хотя иногда довольно значительную, роль, то у Флобера, при его неверии в историю, этот фактор оказался на первом месте. По этой причине, но также и по некоторым другим автор «Воспи-тания чувств» оказался главою школы «натуралистов».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: