Много лет спустя Шанфлери характеризовал свои ранние годы как колебание между двумя дорогамиРаздел: Литература |
28-06-2024 |
«Реалисты» не без некоторых колебаний приняли этот бранный термин, понимая его как систему правдивого искусства. Курбе был первый, кто согласился с этим названием. Шанфлери употребляет его в одной из ранних своих статей о Курбе от 21 сентября 1850 г.
Посвящая свои «Домашние повести» матери, Шанфлери писал: «Если ты случайно прочтешь, что меня обвиняют в «реализме», не обращай внимания на это слово, которое насильно, как бубенец, привязывают мне на шею». Это было написано 10 июня 1852 г. В 1857 г., т. е. через десять лет после начала реалистических боев, в предисловии к сборнику своих статей под названием «Реализм» Шанфлери повторяет то же самое: «Реализм» — «бубенец, который против его воли привязывают ему на шею». Он не хочет связывать себя ни с какой доктриной или группой и всячески открещивается от классификаций и определений, которыми его награждают критики.
Термин «реализм», принятый и использованный Курбе, по мнению Шанфлери, неудачей: реализм, т. е. правда в искусстве, существовал всегда, во все времена, и, следовательно, это название не может характеризовать нарождающийся литературный стиль. С другой стороны, с реализмом в сознании публики и критики связан ряд отрицательных качеств, и он, таким образом, является бранным именем, заранее определяющим отношение к «школе».
Единственным правилом искусства, пишет Шанфлери в том же предисловии, является искренность. В этом и заключается реформа, которую «реалисты» пытались совершить. Искусство должно быть «наивным, личным и независимым» — таков был их лозунг.
«Независимость» искусства требует прежде всего освобождения художника от традиций и авторитетов, от всякого рода поэтик, связывающих художника и подчиняющих его тем или иным «правилам», классическим или романтическим — безразлично.
|