ФлоберРаздел: Литература |
22-01-2024 |
Так он приходил к теории «искусства для искусства». Вспоминая «органические» и «критические» эпохи Сен-Симона или философско-исторические построения Гегеля, он утверждал, что в XIX в. произошел разрыв между личностью и массами, что массы перестали чувствовать искусство и оно оказалось уделом немногих избранных.
Трагическое чувство оторванности от народа было характерно для многих крупнейших писателей эпохи и выбывало следствия, вредные для общества и для литературы. Его нетрудно объяснить обстоятельствами — кругом потребителей, интересами заказчика, задачами правительства. Для Флобера эта теория была средством самообороны от мещанских вкусов и критики. Художественное творчество должно быть наслаждением и подвигом одновременно, познанием мира и освобождением от личных интересов и пристрастий.
И все же проблемы, которые Флобер разрешал во всех своих произведениях, были остроактуальны для его современности и подсказаны нуждами дня.
|