Физиологическую основу психики Флобер изучал уже в первых своих романах

Раздел: Литература
31-01-2024

«В жизни все не так, как в романе», — сказал Бальзак о трагическом конце «Адольфа» Бенжамена Констана. Почти теми же словами Флобер осудил «Грациеллу» Ламартина: покинутые девушки не умирают, а утешаются — это более обыденно и более горько. Эта концепция жизни и искусства, отражающаяся уже в «Мадам Бовари», получила полное развитие в «Воспитании чувств». Здесь никто не умирает, но никто и не утешается. К последней сцене романа, несмотря на все перемены, все остается на своих местах.

В судьбе Эммы Бовари есть резкие переломы, радикально меняющие ее жизнь, характер ее поступков, колорит существования. В «Воспитании чувств» нет никаких логических толчков, узловых событий, даже катастроф. Все утопает в прозе жизни или в правде жизни, той, какая была создана обществом XIX века. Скудность действия и растянутость его, неподвижность ситуаций, несмотря на их перемены, обусловлены самим замыслом. Флоберу казалось, что в поисках правды он дошел до пределов искусства, что более точной и полной правды искусство вынести не может.

Им овладевали те же сомнения, что и в работе над «Мадам Бовари». Ему казалось, что роман слишком правдив и потому не удовлетворяет законам искусства. Но правда не противоречит искусству, и потому одно другому помешать не может. Очевидно, речь шла о другом. Изображая скуку ежедневного существования, нужно было поднять материал на высоту большой поэзии.

Не вошел ли автор в бессодержательный эмпиризм, пытаясь передать бессодержательность современной жизни? Не стал ли роман скучным из-за недостаточно художественного изображения скуки? Или, еще точнее и в полном согласии -со взглядами Флобера, — достаточно ли правдиво изображена эта скука, чтобы стать понятной для всех поэзией?



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: