Физиологическую основу психики Флобер изучал уже в первых своих романах

Раздел: Литература
29-01-2024

Рецензируя «Воспитание чувств», Жорж Санд отметила одну из его особенностей — множество действующих лиц. В обычном, традиционном романе в центре стоят два или три персонажа, остальные теснятся на заднем плане, появляясь лишь для того, чтобы помочь главным героям проявить себя как задумано автором. У Флобера главные герои малоактивны, они не руководят действием, а скорее идут по течению. Роман не централизован так, как мог бы этого пожелать Бальзак. В композиционном отношении он не «драматичен». «Захватывающего», сюжетного интереса в нем не найти. Драматический сюжет ему просто не нужен.

Роман как будто исторический, но совсем не в том плане, в каком понимали этот жанр в 20-е годы. Действие не зависит от политических событий. Герой нё принимает в них участия, и они мало отражаются на его психологии. Полагая, что все меняется и все остается таким же, как прежде, Флобер не говорил о влиянии революционных событий на общество, не говорил и об этапах в его развитии. Историзм романа заключается в изображении общественной психологии. Флобер говорит об идеологии и интересах общества, о характере мышления, который был до революции, определил ее события и остался таким же после нее. Он изучал не столько движение, сколько топтание на месте. Революция пришла и ушла, ничего не изменив и ничего не вылечив. Таким образом, этот исторический роман с тем же правом можно было бы назвать романом о современных нравах.

Флобер не акцентирует те или иные моменты действия, словно не хочет подсказывать читателю, что в романе важно, а что второстепенно. В этом он почти противоположен Бальзаку, который ведет читателя за руку по своему, роману и объясняет каждый его поворот. У Флобера действие рассыпано на мелкие эпизоды, «которые идут оплошным потоком, без пауз, не разделенные ни объяснениями, ни рассказом о результатах того или иного события. Эпизоды эти ничтожны, и о них как будто можно было бы совсем не говорить. Ссоры, попойки, визиты, бесконечные, ни к чему не ведущие и ничего не изменяющие разговоры... Весь этот житейский хлам, заполняющий сотни страниц, подобран ради максимальной художественной правды.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: