Для Жорж Санд, так же как для Бальзака, наибольший интерес представляло движение обществаРаздел: Литература |
24-06-2024 |
Крестьянин раздражен. Он не хочет лишиться того, чего никто у него не отнимает. Он держится за свой клочок земли, за свой труд, за свою пашню и упряжку быков. Он предал — по невежеству и непониманию — дело революции, но никогда Жорж Санд не отречется от правды своих крестьян, которых она создала в «Жанне», в «Чертовой луже», в «Франсуа-найденыше», и всегда будет почитать Тургенева за то, что он «почувствовал жалость и глубокое уважение к человеческому существу, какими бы лохмотьями оно ни было покрыто и какое бы ярмо оно ни влачило».
Крестьянство стало предметом особого внимания только с середины 40-х годов. После крушения восстаний 30-х годов, неизменно подавлявшихся военной силой, приходилось искать более широкую социальную базу для политической борьбы. Рабочие Парижа и провинции неизменно терпели поражение, так как их не поддерживали массы крестьянства. Большинство французского населения, главная сила страны в хозяйственном и военном отношении, молчало в глубине своих деревень. Что оно собой представляло? Чего можно было ожидать от него в событиях, которые должны были когда-нибудь наступить? Очевидно, накануне Февральской революции эти
вопросы волновали тех, кто ожидал ее с надеждой или страхом.
В 1834 г. Бальзак задумал своих «Крестьян», включив их в «Сцены деревенской жизни». Правда, о крестьянах он писал еще в «Шуанах» и в «Деревенском враче». Но с тех пор прошло несколько лет. И если в «деревенском враче» крестьяне выглядят идиллически, то в «Крестьянах» — это эксплуатируемые ростовщиком звери, готовые на любое преступление, чтобы только оторвать клочок земли и поживиться за счет помещика.
|